08.05.2024

Громов Дмитрий Вячеславович

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений ИЭА РАН

Области научного интереса:
– современная молодежь и молодежные сообщества;
– политический активизм;
– спонтанная городская обрядность;
– современный фольклор и др.

Избранные труды:

Монография:

1. Уличные акции (молодежный политический активизм в России). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2012. – 506 с., илл.
2. Немцов мост: стихийная мемориализация. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. – 230 с., илл.
3. АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 424 с.: ил. [Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»].

Сборники: составление:

1. «Мужское» в традиционном и современном обществе. Материалы научной конференции (16–18 апреля 2003). М., 2003. – 92 с.
2. «Мужское» в культурном контексте города. Материалы научной конференции (22–24 апреля 2004 г.). М.; СПб., 2004. – 56 с.
3. Мужской сборник. Вып. 2. «Мужское» в традиционном и современном обществе. М., 2004. – 256 с.
4. Энциклопедия сакральной географии / Авт.-сост. Д.В. Громов. М.: Ультра-культура. 2005. – 648 c.
5. Мужской сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации / Сост. И.А. Морозов. М.: Индрик, 2007. – 264 с.
6. Материалы интернет-конференции «Мужская повседневность: труд, досуг, духовная жизнь». 2007. http://mujskoe.lodya.ru/MK-2007.htm
7. Мужская повседневность: труд, досуг, духовная жизнь. Тезисы интернет-конференции. М.: ИЭА РАН, 2007. – 28 с.
8. Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2009. – 544 с.
9. Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов, отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: ИЭА РАН, 2009. – 340 с.
10. Локальные этноконфессиональные группы в Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. – 150 с. [Серия «Этнография Центральной России», вып. 1].
11. Некрополи Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов, М.А. Сафаров. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2022. – 274 с. [Серия «Этнография Центральной России», вып. 2].
12. Историческая память малых городов Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: ИЭА РАН, 2023. – 250 с. [Серия «Этнография Центральной России», вып. 3].

Статьи:

1. «Пути духов» и «блуждания» (из новых этнографических сборов) // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 9. 1999. С. 144–150.
2. Изменение психологических характеристик личности в процессе прохождения процедур инициационного типа. Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Спец. 19.00.07 – педагогическая психология. М., 2002.
3. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов военных вузов вследствие прохождения службы (обучения) // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: Материалы вторых чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 15–17 ноября 2001 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: Смысл, 2002. С. 5–17.
4. Сказительница А.Ф. Худякова // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 11. 2002. С. 173–184.
5. Фольклорные тексты о «ранешней» Библии // Живая старина. 2003. № 1. С. 42–44.
6. Образ «эсхатологического нашествия» в восточнославянских поверьях в древности и современности // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 20–42.
7. «Поляна невест» близ Анциферово // Гуслицы. Краеведческий альманах. Вып. 2. Ильинский погост, 2005. С. 130–131.
8. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23–38.
9. Русалочьи озера Курганской области // Живая старина. 2006. № 4. С. 11–13.
10. Холодный камень Ильи-пророка // Мировоззрение и культура северно-русского населения. М.: ИЭА РАН. 2006. C. 224–232.
11. Представления о камнях-валунах в традиционной культуре русских // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 125–143. [Совм. с В.В. Виноградовым].
12. «Соревнование маскулинностей» как один из аспектов межнациональной напряженности в Москве // Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности / Под ред. М.Ю. Мартыновой, Н.М. Лебедевой. М.: РУДН, 2007. С. 367–403.
13. «Моральная паника» как инструмент манипуляции (на примере молодежных сообществ СССР и России) // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Доклады и выступления. Саранск, 2007. С. 384.
14. Легенды о путешествующей императрице // Живая старина. 2007. № 3. С. 4–7. [Совм. с В.В. Виноградовым].
15. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 3–8.
16. Уличный театр молодежной политики: оппозиционные движения // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 19–30.
17. Любера: как становились пацанами // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Вып. 10. М.: НЛО, 2009. С. 177–200.
18. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. C. 28–39.
19. Гридино и Рудня: источники, связанные с почитанием иконы Казанской Божьей матери // Гуслицкая округа. Вып. 4. Егорьевск, 2008. С. 46–58.
20. Субкультуры большого города: единство непохожих // Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН, 2009. C. 5–25.
21. Движение «Наши»: 2007 год // Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 115–172.
22. Молодые коммунисты Москвы: некоторые закономерности формирования молодежных политических групп // Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА
РАН, 2009. С. 173–194.
23. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. 2009. № 1 (17). С. 228–240.
24. Модель для сборки: «реконструкция» как фактор возникновения молодежных субкультур // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 12.
Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры. М.: ГРЦРФ, 2009. С. 217–232.
25. Пацанские правила: (на материалах московского региона, 1980–2000-е годы) // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 94–123. [Совм. с С.А. Стивенсон].
26. Скинхеды-наци Москвы: конструирование маскулинности // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 209–256. [Совм. с С.В. Беликовым].
27. «Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. М.: Наука, 2009. С. 502–526.
28. Медная пуговка (охотничья быличка) // Живая старина. 2009. № 2. С. 10–11. [Публикация фольклорного материала].
29. Фольклор молодежных субкультур: закономерности формирования и проблемы исследования // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник материалов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 134–150.
30. Нормирование поведения в подростково-молодежных уличных сообществах (на материале советских городов, 1970–1980-е гг.) // Антропологический форум. Вып. 12. 2010 г. С. 353–374.
31. «Вы меня не ждите…»: что фиксируется на современных могильных памятниках // Живая старина. 2010. № 1. С. 30–33.
32. Еще раз о фольклорных корнях гоголевского Вия // Образный мир традиционной культуры. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 157–169.
33. «Советские неофашисты» и их мифологизация в общественном сознании (1980 – нач. 1990-х годов) // Традиционная культура. 2011. № 1. С. 156–168.
34. Карта человеческих желаний, или записки у стен московского монастыря // Традиционная культура. 2011. № 2. С. 76–87. [Совместно с А.Б. Ипполитовой].
35. «Зайчик + Зайка = любовь»: навешивание замков как новая свадебная традиция // Живая старина. 2011. № 2. С. 36–39. [Совм. с Виноградовым В.В., Коршунковым В.А., Красиковым М.М., Матлиным М.Г.].
36. «Многоуважаемый Творец…», или любовные заговоры в водочной бутылке // Живая старина. 2011. № 3. С. 43–44. [Совместно с М.Д. Алексеевским].
37. Массовые митинги в Москве глазами антропологов, фольклористов, социологов // Антропологический форум. Вып. 16. Online. 2012. C. 106–107. Англ. версия:
Introduction: Mass Protests in Moscow Through the Eyes of Anthropologists, Folklorists and Sociologists // Forum for Anthropology and Culture. 2012. No 8. P. 205–206.
38. «Мы не оппозиция, а народ»: новые черты уличного политического акционизма // Антропологический форум. Вып. 16. Online. 2012. C. 135–153. Англ. версия: ‘We
Are Not the Opposition, We Are the People’: New Features of Street Political Activism // Forum for Anthropology and Culture. 2012. No 8. Р. 231–249.
39. Современная молодежная речёвка // Традиционная культура. 2012. № 1. С. 127–139.
40. Предвыборная неделя в новостях Первого канала // Мониторинг общественного мнения. 2012. № 4. С. 44–49.
41. «Моральная паника» как механизм развития ряда молодежных сообществ Советского Союза и России // Историческая психология и социология истории. 2012. Т. 5. № 1. С. 164–178.
42. Пожары 2010 года в фольклорном осмыслении // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 15. Стратегии и практики полевых исследований. М.: ГРЦРФ, 2012. С. 286–311.
43. Уличные акции молодежных политизированных сообществ как объект социально-антропологического изучения. Дисс. д-ра ист. наук, спец. 07.00.07 – этнология, этнография, антропология. М.: ИЭА РАН, 2013. – 451 с.
44. Зимнее противостояние 2011–2012 годов: две тактики мобилизации и самопрезентации // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 109–125.
45. Качалка – место не для девчонок: организация мужского пространства на примере люберецких качалок 1980-х годов // Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Н. Л. Пушкарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 770–798.
46. Мальчишеская повседневность города Меленки: конец 1940-х – начало 1950-х годов // Мещёра-край: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов. Вып. 3. М.: Русская деревня, АИРО-XXI, 2013. С. 72–104.
47. Обрядность в городском ландшафте – объекты и практики // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 71–82.
48. Святая Софья Новодевичьего монастыря: кто она и откуда? // Фольклор XXI века: Герои нашего времени. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. С. 61–71.
49. Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. C. 147–161.
50. Конфликт в Бирюлёво // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году. Ежегодный доклад / Под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 108–118.
51. Уличный политический акционизм позавчера и вчера // «Мы не немы!»: Антропология протеста 2011–2012 годов России / Сост. А. Архипова, М. Алексеевский. Тарту: Научное издательство ЭЛМ, 2014. С. 45–62.
52. Места древних поселений Москвы и их фольклорная судьба // Живая старина. 2014. № 1. С. 2–5.
53. Хэллоуин и святки: две судьбы одной тыквы // Традиционная культура. 2014. № 1. С. 151–157. [Совм. с Б. Гасановым].
54. Гостеприимство как антропологическая категория // Грамматика гостеприимства / Под ред. М.Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 11–35.
55. Легенды Галичского озера // Живая старина. 2015. № 3. С. 17–20.
56. Самолеты НАТО распыляют ГМО над Украиной // Newslore и medialore в современном мире: фольклоризация действительности. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 3–4 апреля 2015 / Сост. А.С. Архипова, М.И. Байдуж, ред.: М.В. Ахметова. М.: Издательский дом «Дело», 2015. С. 27–28.
57. Некрополи российских правителей: пять веков традиции // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / Сост. А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 280–286.
58. Украинский кризис и бои в Интернете // Антропология медиа: теория и практика / Под ред. В.К. Мальковой, В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 184–206.
59. Немцов мост: поминальная обрядность // Археология русской смерти. Вып. 3. М., 2016. С. 52–66.
60. Предвыборное политическое противостояние в визуальном интернет-фольклоре (предварительные обобщения) // Этносоциология вчера и сегодня / Отв. ред. и составители: Л.В. Остапенко, И.А. Субботина. М.: ИЭА РАН, 2016. C. 249–255.
61. Кологрив: два символа локальной идентичности // Динамика традиции в региональном измерении. Трансформационные процессы в культуре и языке Костромского края / Отв. ред. и сост. И.А. Морозов, И.С. Слепцова. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 102–132. [Совместно с А.Д. Соколовой].
62. Поле: немного личного опыта // Предмет и проблемы этнологии и антропологии. Лекции для аспирантов / Сост. Е.Б. Баринова. М.: ИЭА РАН, 2016. C. 335–343.
63. Немцов мост как место символической интеракции // Антропологический форум. Вып. 32. 2017. С. 171–200.
64. Одесса: места исполнения желаний // Человек в истории и культуре. Мемориальный сборник научных работ в память лауреата Государственной премии Украины, академика РАЕН, профессора, доктора исторических наук, Владимира Никифоровича Станко / Отв. ред. А.А. Пригарин. Одесса: Ирбис, 2017. С. 444–465.
65. Философия одежды и стиль жизни Дзен-Баптиста (В. Теплышева) // Семиотика поведения и литературные стратегии: Лотмановские чтения – XXII / Ред.-сост. М.С. Неклюдова, Е.П. Шумилова. М.: РГГУ, 2017. (Monumenta Humanitatis: Чтения ИВГИ – ИВКА – ЦТС Ф; Вып. 3 / Редкол. серии: Н.П. Гринцер, С.Ю. Неклюдов, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова). С. 414–425.
66. Что показывает субкультурная одежда? // Разногласия. Журнал общественной и художественной критики. Вып. 12. 25.01.2017. http://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/13693
67. Виртуальные гопники и винишко-тян. Как изменились субкультуры и молодежные объединения в 2010-е [интервью, журналист Агата Коровина] // Нож. 11.01.2018. https://knife.media/subcultures-2010th/?utm_source=vk&utm_medium=text
68. Как возникают молодежные уличные группировки (случай малого города) // Этнографическое обозрение. 2018. № 5. С. 180–196.
69. Слухи о распылении химических веществ: личный опыт как критерий «знания» // Традиционная культура. 2018. № 3. Т. 19. С. 150–161.
70. Символика мест исполнения желаний и магическое мировосприятие // Вопросы культурологии. 2018. № 5. С. 9–17. № 6. С. 36–44. [Совместно с А.В. Громовой].
71. Два Рунета – два взгляда на социальную реальность // Медийная индоктринация: антропологические исследования / Отв. ред. В.К. Малькова и В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 202–225.
72. Мы идем в тишине. Как люди помнят то, о чем государство не хочет помнить: народные мемориалы в память о событиях 1993 года // N+1. 5.10.2018. https://nplus1.ru/material/2018/10/05/memo
73. Понять Бобрыкина. Конструирование образов в романе Александры Николаенко «Убить Бобрыкина» // Пушкинские чтения – 2018. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст. Материалы XXIII международной научной конференции / Отв. ред. Т.В. Мальцева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. С. 287–298. [Совместно с А.В. Громовой].
74. Маленькая смерть. Школьные выпускные глазами антрополога // N+1. 21.06.2019. https://nplus1.ru/material/2019/06/21/initiations?fbclid=IwAR2HIAGWxPDRAHdys2G6zuNV0Ob3HoK3tuTx2i7qWamRhFJUNBjiHwh8cZ8
75. Гопник в Интернете: виртуальная игра с точки зрения социальной драматургии Ирвина Гофмана // Новое прошлое / The New Past. 2020. № 1. С. 134–153.
76. Кто боится «керченского стрелка»? Активизация социальных фобий через слухи и квазиэкспертные высказывания // Этнографическое обозрение. 2020. № 3. С. 37–52.
77. Войны в формате Web 2.0: виртуальная реальность конфликта // Этнографическое обозрение. 2020. № 3. С. 5–9.
78. «Как построить зоопарк». Прикладная антропология как инструмент создания выставочного пространства // Фольклор и антропология города. 2019. № 3–4. V. II. Тема номера: Прикладная антропология. C. 244–256. [Совместно с Н.М. Клим].
79. ГЭС-2: Память места и профессиональная идентичность. Материалы прикладного антропологического исследования // Фольклор и антропология города. 2019. № 3–4. V. II. Тема номера: Прикладная антропология. C. 334–361. [Совместно с М. Алексеевским и Н.М. Клим].
80. Россия, Беларусь и новые формы визуальности: Countryballs и Humanization // Образы России и Беларуси в представлениях молодежи двух стран в ХХІ веке: коллективная монография / отв. редакторы И.А. Снежкова, Н.В. Шалыгина; коллектив авторов; Ин-т этнологии и антропологии РАН; Белорусский гос. ун-т. М.: ИЭА РАН, 2020. 365 с. С. 138–159.
81. Люди и животные в романе «Тихий Дон» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2020. № 3 (39). С. 45–52. [Совместно с А.В. Громовой].
82. Придорожные мемориалы Восточного Подмосковья и сакрализация дорожного пространства // Локальные этноконфессиональные группы в Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. C. 22–32.
83. Придорожные мемориалы Крита // Традиционная культура. Т. 23. 2022. № 1. С. 113–126.
84. Введение: коротко о некрополистике // Некрополи Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов, М.А. Сафаров. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2022. C. 5–8.
85. Беливские скиты: сакральные пространства Сергея Петровича Богомолова // Некрополи Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов, М.А. Сафаров. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2022. C. 114–144.
86. «Группы смерти» и моральная паника // Этносоциология: поиски и свершения / Отв. ред. и сост. Л.В. Остапенко, И.А. Субботина. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2022. С. 200–210.
87. Серебряный век: практики тематических встреч и выстраивание статусных оппозиций // Серебряный век – перекресток эпох и культур: монография / Сост. А.В. Громова; авт. колл.: А.В. Громова, Д.В. Громов, И.А. Бирич и др.. М.: Московский городской педагогический университет; Галея-Принт, 2022. С. 90–132.
88. В чем святость Географа? Тайные смыслы романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Образ героя современности в прозе рубежа XIX–XX веков / монография / Кол. авт.; отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: Флинта; Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2022. – 260 с. [Универсалии культуры. Вып. XIII]. С. 231–244.
89. «Движение АУЕ»: чего нужно опасаться? // Теории и практики радикализма и экстремизма: сб. статей / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2023. С. 293-315.
90. Скулшутинг: основные понятия и некоторые заблуждения // Теории и практики радикализма и экстремизма: сб. статей / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2023. С. 354-370.
91. Троицкий обход дворов в Восточном Подмосковье // Живая старина. 2023. № 4 (120). С. 56–58.
92. Намогильные камни и их мифо-ритуальные осмысления в Восточном Подмосковье // Этнография. 2023. № 4 (22). С. 210-236.
93. О чем помнят памятники Восточного Подмосковья // Историческая память малых городов Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: ИЭА РАН, 2023. C. 16–47.
94. Повседневность поселка Мисцево, 1950-е – 1960-е годы // Историческая память малых городов Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: ИЭА РАН, 2023. C. 86–104.
95. Придорожные мемориалы и мистический фольклор // Историческая память малых городов Центральной России / Сост. Д.В. Громов, С.С. Михайлов. М.: ИЭА РАН, 2023. C. 165–176.
96. Куда делась ЧВК «Редан»? // C-т-о-л. 12.05.2023. https://s-t-o-l.com/material/38258-kuda-delas-chvk-redan-/
97. Как стать пацаном [Любера: как это было] // С-т-о-л. 15.11.2023. https://s-t-o-l.com/authors/345/
98. Послесловие к «Слову пацана» // С-т-о-л. 22.12.2023. https://s-t-o-l.com/material/43764-posleslovie-k-slovu-patsana/
99. Не только «Слово пацана»: фильмы об уличных группировках // С-т-о-л. 27.12.2023. https://s-t-o-l.com/material/43894-ne-tolko-slovo-patsana-filmy-ob-ulichnykh-gruppirovkakh/
100. «Оппозиционный активизм попал ловушку, из которой не выбраться» — антрополог Дмитрий Громов // Москвич Mag. 18.07.2023. https://moskvichmag.ru/lyudi/oppozitsionnyj-aktivizm-popal-lovushku-iz-kotoroj-ne-vybratsya-antropolog-dmitrij-gromov/

Полная библиография Д.В. Громова составляет 318 пунктов и представлена на его личном сайте: http://gromovdv.wix.com/gromovdv