Закурдаев Алексей Александрович
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН
E-mail: zhongguo56@mail.ru
Образование:
В 2003 г. окончил Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ.
В 2007 г. окончил очную аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН.
В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Народ ва: история, традиционная культура и ее модификации в современном Китае».
Трудовая деятельность:
С 2007 г. по настоящее время работает в Институте этнологии и антропологии РАН
Область основных научных интересов:
Этнология, этнография, наблюдение и описание; концепты, идентичность и ее социально-культурные проявления, социально-культурная стабильность, механизмы решения этнокультурных коллизий; Китай: этнокультурная трансформация в прошлом и настоящем, культура народов Китая.
Полевые исследования:
Многократные поездки в разные провинции КНР (с 2000 г.)
В 2008 г. принял участие в экспедиции в Австралию.
Публикации:
Главы в коллективных монографиях:
• Диалектическое представление китайца о себе как личности // Личность в калейдоскопе культур. Коллективная монография / под редакцией Н.Л.Жуковской. М.: Нестор–История, 2019. Глава 3. С. 61 – 85.
• Национальная идентичность как продукт управляемых этнических процессов в КНР // Культурная сложность современных наций / Отв. ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Политическая энциклопедия, 2016 (ПФИ). С. 306–326.
• Китайское традиционное представление о родине и формирование его у школьников КНР // Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900-2000 годов (историко-педагогическое исследование). Коллективная монография / под редакцией В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой, А.М. Цапенко (Труды семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”, вып. 18.) М. Памятники исторической мысли, 2016. Глава 3.5. С. 319-344.
• Модель “Учитель–ученик” как базовая норма отношений в китайском обществе // Dixit magistris discipulis suis: ученик и учитель в цивилизациях Древности и Средневековья. Коллективная монография под ред. Н.Б.Баранниковой и В.Г.Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2013. С. 222–232.
Статьи:
• Культ предков и буддизм в современном Китае: проблема тела и телесности // Сибирские исторические исследования. 2019. № 4 С. 38–61.
• Небесные знаки в китайской картине мира (перевод и комментарий раздела из памятника «Ю сюе цюн линь») // Научный альманах «Традиционная культура» 2019, Т. 20. № 2. С. 142–152
• Дух ушел; дух остался: о современном состоянии традиционных представлений китайцев об умершем человеке // Этнографическое обозрение. 2019, №1. С.27 –41.
• О формах воплощения национального в окружном центре Цзинхуне (КНР) // Этнографическое обозрение. 2018, №4. С. 57–82.
• Окружной центр Вэньшань (КНР): историко-этнографическое описание // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2018 № 6. С. 277–294.
• О культуре социального поведения и личности в Китае // Научный альманах «Традиционная культура» 2017 №1 С.111-124.
• Занимательные сюжеты из истории экспедиции в Юньнань (КНР) 2001 года (по полевым материалам автора) // Этнография полевой жизни: воспоминания сотрудников ИЭА РАН. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 106–116.
• О значении рисового вина в культуре народа ва // Научный альманах «Традиционная культура» 2014, № 4. С. 134–139.
• Идея “Как воспитать Человека” в классическом памятнике “Ди цзы гуй” // Вестник ПСТГУ, сер. Педагогика, психология, 2014. № 4 (35). С. 60–79.
• Вэнь хуа как концепт китайской цивилизации // Этнографическое обозрение, 2014, № 6. С. 92–107.
• Ценностные ориентиры в учебниках для начальной школы в Старом Китае // Учебники детства. Из истории школьной книги VII-XXI веков. М.: РГГУ, 2013. С.10-28.
• Анимизм и другие архаические верования в XXI веке Портрет с натуры (на примере народа булан КНР) // Религии в XXI веке: архаика и современность: Сборник статей. – М.: Каллиграф, 2012. С. 104–118.
• Школа и школьник в китайской концепции образования: традиции и современность // Этнографическое обозрение, 2012, № 5. С. 104–118.
• Дети и детство в представлениях китайцев: прошлое и настоящее // Этнографическое обозрение, 2011, № 6. С. 100–111.