ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
19.04 | Семинар городской антропологии 21 марта
09.12 | Совместное заседание Среднеазиатско-Кавказского и Группы по истории этнологии и антропологии ИЭА РАН 16 декабря
07.12 | Среднеазиатско-кавказский семинар 14 декабря
03.12 | Конференция «Север как призвание: к 100-летию доктора исторических наук Анны Васильевны Смоляк» 7-8 декабря
02.12 | Программа конференции молодых ученых ИЭА РАН 2021
01.12 | Результаты конкурса по приоритетному направлению деятельности РНФ
30.11 | Американский семинар 7 декабря
29.11 | III Форум Российско-Американского научного центра 3 декабря
28.11 | Семинар по Антропологии искусства 30 ноября
27.11 | Конференция «Малый русский город Центральной России в XXI в.» 2 декабря
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 НОВОСТИ

Жизнь института  

Отчет о Северном семинаре 7 октября
Пятница, 15 Октябрь 2021  


 7 октября состоялось заседание
Северного семинара ИЭА РАН.



С докладом «Современная Чукотка глазами этнографа» выступила Оксана Петровна Коломиец, к.и.н., ведущий научный сотрудник Лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН (г. Анадырь). Автор проживает на Чукотке с 2003 г. что позволяет исследовать различные стороны жизни местного сообщества «изнутри». Социокультурное развитие региона имеет ряд особенностей, которые освещены в докладе.

Чукотка – уникальный регион, где до настоящего времени для ученых открыты возможности для сбора, осмысления и анализа материалов о «живой», бытующей до настоящего времени, культуре коренных жителей Северо-Востока России. Метод включенного наблюдения является там одним из наиболее эффективных способов получения достоверной и всесторонней информации по исследуемым темам.

В округе проживают представители семи коренных малочисленных народов Чукотки (КМНЧ): чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, коряки, кереки, юкагиры. Кроме того, этот регион является местом жительства  других коренных малочисленных народы Севера (КМНС): эвенки, шорцы, ханты, ульчи, тувинцы, тофалары, орочи, нивхи, ненцы, негидальцы, нанайцы, камчадалы, ительмены, долганы. Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. наибольшая численность у чукчей (12772 чел.), эскимосов (1529 чел.), эвенов (1392 чел.).



До 90–95% коренного населения сосредоточено в национальных селах ЧАО. До начала 1980-х гг. среди горожан было всего 10,1% коренных народов. С 80-х гг. XX в. идет непрерывный процесс увеличения числа КМНС в общей численности городского населения, что связано и с массовым оттоком приезжего населения из региона в 1990-е гг. Современная жизнь коренных народов по-прежнему сопряжена с оленеводством, морским зверобойным промыслом и другими видами традиционной хозяйственной деятельности. В настоящее время в традиционных отраслях хозяйства задействовано чуть более 1000 чел.

Оленеводство и морзверобойный промысел – важнейшие и равнозначные сельскохозяйственные отрасли в регионе. Наряду с тем, что оленеводство и морской промысел в полной мере удовлетворяют нужды коренного населения в традиционных продуктах питания, они выполняют в современном мире задачу сохранения и развития этнической культуры коренных народов Чукотки. Именно люди, связывающие свою жизнь с традиционной хозяйственной деятельностью, сохраняют уклад, обычаи, праздники, родной язык и транслируют эти знания молодому поколению.

По состоянию на январь 2020 г. на Чукотке 17 оленеводческих предприятий, включая три крестьянско-фермерских хозяйства. По итогам 2019 г. в них насчитывалось 129244 оленя. В оленеводческих хозяйствах существуют проблемы, связанные с сохранностью поголовья, с невыполнением производственных показателей по воспроизводству стад, с низкой квалификацией работников. Но при этом оленеводство, сохраняет свое значение как хозяйственно-культурная основа жизни значительной части населения. Особые надежды оленеводов связаны с перспективами развития частного оленеводства.



Традиционный морской зверобойный промысел, как хозяйственно-культурная система коренных народов Восточной Чукотки, развивался и видоизменялся в связи с социально-экономическими преобразованиями. Со временем менялась социальная и экономическая роль охотников в традиционной культуре эскимосов и береговых чукчей, формы и условия существования самой промысловой культуры. Сократилось число активных охотников, изменились технические приемы охоты (наряду с традиционными байдарами используют современные плавсредства, современное нарезное огнестрельное оружие), для многих жителей морзверобойный промысел стал повседневной работой, а не образом жизни. Промысел морских животных резко сократился не только по причине уменьшения числа охотников, но и из-за ограниченного спроса на данные продукты, кожу и мех. Довольно значительная часть рациона сельских жителей замещена современными продуктами питания, нет острой необходимости в больших объемах мяса и жира для собак и клеточных зверей, кожевенное сырье имеет весьма ограниченный спрос. Но при этом, морской зверобойный промысел до настоящего времени остается одной из важнейших отраслей хозяйства Чукотки, продолжает играть важную роль в жизнеобеспечении и духовной культуре коренного населения Восточной Чукотки.

Интересны для специального изучения темы, связанные с вовлеченностью коренных жителей Чукотки в современную экономическую деятельность, например в малое предпринимательство. Несмотря на многочисленные трудности, развиваются различные формы предпринимательства в сфере торговли и услуг, фермерско-крестьянские хозяйства, территориально-соседские и семейные (родовые) общины, люди ищут альтернативы в виде кооперации.

Этнографу любопытно посмотреть на современную празднично-обрядовую культуру коренных жителей Чукотки. В условиях поселковой жизни именно праздники, фестивали дают возможность транслировать и сохранять культуру своего народа. Например, навыки изготовления байдар из моржовых шкур нужны сейчас жителям Восточной Чукотки именно для того, чтобы участвовать в регатах, а не для морской охоты. Или, в селе Мейныпильгыно до настоящего времени жители сохраняют некоторые элементы традиционной кочевой оленеводческой и оседлой береговой культур: проводят ежегодные праздники, такие как праздник рождения оленят  Килвэй, день убоя тонкошерстного оленя  Вылгык’оранмат, продолжают исполнять некоторые обряды и ритуалы, например, сожжение умерших, занимаются рыболовством и охотой на мелких ластоногих животных.



В городской среде также наблюдается интерес к культуре коренных жителей Чукотки. Например, в Анадыре весной ежегодно проводят чукотский праздник «Килвэй». Этот древний оленеводческий праздник «получил вторую жизнь» в городе как одна из форм массовых мероприятий. На праздничных площадках проводятся спортивные соревнования, концерты фольклорных коллективов, организуется торговля, готовятся блюда национальной кухни.

Представляется важным изучение отношение населения к проведению фольклорных праздников, мероприятий, конкурсов, этнических фестивалей. Некоторых представителей национальной интеллигенции, хорошо знающих историю и культуру своего народа, раздражают современные формы и методы подачи, демонстрации культурного наследия. Организаторов нередко упрекают в излишней художественности, постановочности, унификации, неправильным акцентам и пр.

Чукотка и ее люди, несмотря на большой интерес к ней, остается огромным неизведанным исследовательским «полем».

 Автор:
 Прочитали: 55 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Американский семинар 7 декабря
  • Семинар по Антропологии искусства 30 ноября
  • Вебинар Центра медицинской антропологии 29 ноября
  • Отчет о заседании по программе НЦМУ 19 ноября
  • Северный семинар 30 ноября

    Вернуться назад
  • ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Общее число публикаций организации в РИНЦ 13550
    Число цитирований публикаций организации в РИНЦ 137719
    Число авторов 485
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 207
    h-индекс (индекс Хирша) 140
    q-индекс 238
    i-индекс 19
    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Декабрь 2021 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    04.12.2021
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2021