26.04.2024

4.04.23
Семинар Группы по истории этнологии и антропологии и Центра антропоэкологии ИЭА РАН

 
4 апреля в зале заседаний ИЭА РАН состоялся семинар Группы по истории этнологии и антропологии и Центра антропоэкологии ИЭА РАН (при участии региональной общественной организации «Национально-культурная автономия азербайджанцев Москвы»).

С докладом «Взгляды Л.Н. Гумилёва на природу межэтнических отношений и причины их популярности в России на рубеже 1980-х – 1990-х гг.» выступил к.и.н., в.н.с. ИЭА РАН Анатолий Николаевич Ямсков.

В докладе, не претендующем на попытку обзора всего научного наследия Л.Н. Гумилёва или комплекса выдвинутых им идей об этносах и этногенезе, критически оценивается только часть последних. В основном анализируются положения одной из его последних по времени публикации: Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.
В докладе рассматривались представления Л.Н. Гумилёва о пассионарности и пассионарном толчке, возникающих под воздействием в суперэтносах и их комплиментарности либо некомплементарности друг к другу, воздействии последних феноменов на сферу межэтнических отношений. На примере этнических конфликтов на постсоветском пространстве в процессе и после распада СССР было показано явное несоответствие очень многих реальных конфликтов тому, что вытекает из построений Л.Н. Гумилёва.

Автор доклада считает, что указанные идеи Л.Н. Гумилёва о разделении человечества на суперэтносы, об их этническом составе и стадиях исторического развития во многом повторяют представления о разделении человечества на разные цивилизации с их различными траекториями исторического развития, от зарождения до гибели. Однако Л.Н. Гумилёв при этом бездоказательно привносит якобы естественно-научные факторы в качестве причины появления суперэтносов.

Важная задача автора доклада – попытка выявить основные причины того, почему в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг. указанные внутренне противоречивые и далеко не всегда соответствующие реалиям положения Л.Н. Гумилёва получили столь широкое признание в среде позднесоветской и постсоветской интеллигенции, особенно лиц с естественнонаучным или инженерно-техническим образованием.