18.04.23
Среднеазиатско-Кавказский семинар. Доклад: «Востоковед в дагестанском этнографическом «поле»: вспоминая включенное наблюдение десекуляризации»

 
Во вторник, 18 апреля в 15:00 в смешанном формате (Москва, Ленинский проспект 32А, ИЭА РАН в зале заседаний на 18 этаже и онлайн) в рамках Среднеазиатско-Кавказского семинара состоится заседание из серии «Этнограф в поле».

Доклад «Востоковед в дагестанском этнографическом «поле»: вспоминая включенное наблюдение десекуляризации» представит ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, научный сотрудник СПбГУ, профессор НИУ ВШЭ Владимир Олегович Бобровников.

Авторская аннотация

На личном опыте, дополнив его деталями и кейсами полевиков из востоковедных университетских центров России и Западной Европы, я хочу обсудить в докладе трансформацию этнографического поля на национальной окраине России, произошедшую за последние десятилетия в контексте десекуляризации постсоветского общества. Я был московским арабистом, занимался мало доступным мне колониальным Магрибом и неожиданно открыл для себя близкое «поле» советского мусульманского Востока (в Горном Дагестане) в начале 1990-х годов. Мне довелось близко знать некоторых классиков советской полевой этнографии от С.П. Полякова до С.Ш. Гаджиевой и М.А. Агларова, француженки Ф. Лонге-Маркс, работать в международных проектах под руководством востоковедов-полевиков Р. Мотики, С.А. Дюдуаньона, М. Кемпера.

Цель доклада – попытаться понять вклад в перемену этнографического «поля» ученых, занимавшихся в поздний советский период странами Азии и Африки и одновременно со мной обратившихся к полевой «этнографии ислама» в бывшем СССР. В это время сильно меняется все: организация и финансирование, тематический репертуар, методика и язык полевой этнографии. Вместо больших комплексных экспедиций в «поле» стали работать ученые-одиночки, легче интегрировавшиеся в местное реисламизировавшееся общество. Вместе с тем, востоковеды-полевики нередко перенимали многие оценки и отдельные методы сбора обработки материала поздней советской полевой этнографии. Я сам начинал с апологии местной этнографической традиции, хотя и кончил ее полной деконструкцией.

Во многом мое выступление основано на саморефлексии. Его направление и содержание определяют следующие вопросы. Как востоковед входил в мусульманское и затем научное этнографическое сообщество, от кого зависел? С какими трудностями он сталкивался в «поле»? О чем нельзя было писать? Размышляли ли постсоветские востоковеды-полевики над этикой исследования, над чем именно? Как проявлялась самоцензура? Насколько ориенталистское прошлое определяло позицию полевика? Как оно отражалось на его тематическом репертуаре, подходах и языке этнографического описания? Что можно сказать об обратном влиянии на востоковеда этнографического поля как экзотизированного Другого?

Модератор серии «Этнограф в поле» — м.н.с. ЦАТИ ИЭА РАН Эрик Мусаевич Сеитов.

Руководители Среднеазиатско-Кавказского семинара:
к.и.н., с.н.с. группы Средней Азии ЦАТИ ИЭА РАН Ольга Ильинична Брусина
к.и.н., с.н.с. отдела Кавказа ИЭА РАН Любовь Тимофеевна Соловьева

Желающие принять очное или заочное участие в семинаре пишите, пожалуйста, Э.М. Сеитову (telcorp@list.ru), чтобы он заказал пропуск в здание РАН (вход по паспортам) либо выслал ссылку для онлайн-подключения.