М.Г. Кучинский рассказал газете «Ловозерская правда» о своем исследовании саамских фамилий в Мурманской области
Благодаря научным исследованиям к.и.н., с.н.с. Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН Максима Кучинского удалось найти имена предков жителей Ловозерского района (саамских фамилий) и составить непрерывные схемы предков до 15 колена, начиная от 1640-х годов. Об этом Михаил Кучинский рассказал корреспонденту газеты «Ловозерская правда».
День семейной памяти в с. Ловозеро
Димитриевская родительская суббота совершается в день, ближайший дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
В этом году Русская Православная Церковь отмечает Дмитриевскую родительскую субботу 2 ноября. Именно в такие дни особенно принято собираться и молиться за наших предков. Люди помнят своих усопших родственников, составляют родословные схемы.
Благодаря научным исследованиям, удалось найти имена предков жителей Ловозерского района, в частности саамских фамилий, и составить непрерывные схемы предков сегодняшних людей до 15 колен — от 1640х годов., а иногда и раньше. Получается 400-летняя история семей, из которой видно, что как люди из поколения в поколение жили на Кольском полуострове, крестились, венчались и отпевались церковью. Данные о них осталась в государственных и церковных документах. На основе этих сведений я давно составляю базу данных, которая позволяет воссоздавать историю семей. Найдена информация о большинстве тех людей, от чьих имен происходят современный саамские фамилии (Павловы, Даниловы, Яковлевы, Архиповы, Юрьевы, Юшковы, Кирилловы, Сергины, Титовы, Селивановы и другие или первые носители таких фамилий как Кобелевы, Матрехины, Паршуковы, Сорвановы, Бархатовы, Галкины, Мошниковы, Шаршины и другие): когда и где они жили, как их потомки роднились и прочее.
Я уже 30 лет изучаю историю саамов, исследую архивные материалы и общаюсь с живыми людьми, составляю базу данных. В 2011 г. я проводил выставку в Ловозеро и Мурманске по историям саамских семей 1640х-1760х гг. Сейчас собрана информация, соединяющая XVII в. и ныне живущих людей. Все имена вносятся базу данных. Когда из имен составляются генеалогические схемы, то получается, что из хранилища мертвой абстрактной информации они как будто оживают, превращаясь в предков ныне живущих людей, с понятным родством. Это делается в сотрудничестве с теми людьми, которые собирают данные о своих родственниках. Потом им передаются полученные схемы, отображающие родственников за несколько сот лет. Все желающие приглашаются к этим исследованиям.
Мы все живы у Бога, для которого время не имеет значения. Люди, которые перестали присутствовать физически тем не менее присутствуют в нашей жизни. Они живы в нашей памяти, и это не пустая информация. Мы включаемся в общение со своими ушедшими предками через молитву.
Самый прямой помощник в таком общении — Церковь. Специальные дни поминовения Православной церкви направлены на это. Одним из таких дней является Дмитриевская родительская суббота 2 ноября. Тем более важно, что значительная часть документов, из которых мы черпаем информацию были составлены священниками нашей церкви.
Ситуация с историей семей кольских саамов пока что уникальна. В этнографии существует методика сплошной генеалогии, предполагающая исследование поколенных родственных связей всего населенного пункта или народа. Для этого проводятся устные интервью и архивные исследования. В 1980х — начале 1990х Отделом Севера и Сибири Института этнографии АН СССР был организован масштабный проект таких исследований, который затронул историю многих сибирских народов. Архивные источники не позволили восстановить схемы глубже чем до первой половины XVIII в. Наши архивные источники позволяют восстановить родство саамов до середины XVII. В мире пока что нет примеров сплошной генеалогии целого народа подобной глубины. При этом, в отдельных случаях нам удается проследить семейные линии до 1580-х гг, а в одном случае даже до 1520 г.
Работа над именами не закончена, но мы предлагаем начать вспоминать людей уже в этом году. Приход Храма Богоявления в селе Ловозеро совместно с администрацией Ловозерского района и Институтом этнологии и антропологии РАН планирует провести День семейной памяти 2 ноября 2024 г. в рамках объявленного Президентом РФ Года семьи.
Мероприятие будет состоять из панихиды, во время которой будут зачитаны несколько тысяч имен предков жителей Ловозерского района. будет служить настоятель Храма Богоявления о. Петр, участвовать в чтении мен сможет любой желающий. После панихиды пройдет поминальная трапеза (чаепитие), во время которой люди расскажут об истории своих семей. Всего ожидается участие 40 человек.
Ожидается, что на День семейной памяти приедут поминать своих предков люди из других городов области, происходящие из разных районов. Конечно, мы будем поминать предков не только саамов. Я готов встретиться со любым желающим рассказать об истории семьи.