Конференция/круглый стол, организованный группой инвалидности ИЭА РАН / ИВ РАН и Центром медицинской антропологии ИЭА РАН 15 февраля

Предварительная регистрация по ссылке (Таймпад)

Уважаемые коллеги,
15 февраля 2025 г. в 16.00 начнет работу (в варианте вебинара) конференция/круглый стол,
организованный группой инвалидности ИЭА РАН / ИВ РАН
(научный рук. д.и.н. Е.Э. Носенко-Штейн)
и Центром медицинской антропологии ИЭА РАН
(научный рук. д.и.н. В.И. Харитонова),

на тему
«ИНВАЛИДНОСТЬ и НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА:
ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ»

Основная программа круглого стола:

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна ««Норма» vs «аномалия»: что такое инвалидность в современных социальных и гуманитарных науках»

Харитонова Валентина Ивановна «Неконвенциональная медицина: возможности лечения, профилактики и реабилитации»

Фролова Александра Викторовна «Современные народно-медицинские практики Архангельского Севера в лечении инвалидности: к вопросу о возможностях неконвециональной медицины»

Куров Нурбий Заурович, Курова Хариет Руслановна «Народная медицина адыгов и попытки лечения инвалидности в исторической ретроспективе»

Кузнецова Рита Шаликовна «Люди с ограниченными возможностями в Абхазии: этические нормы и помощь в системе неконвенциональной медицины»

Гарус Ольга Полина Александровна, Чжан Маосян «Реабилитация детей с ДЦП в системе китайской традиционной медицины (ТКМ)»

Участники (докладчики) круглого стола:

Гарус Ольга Полина Александровна – ст.-иссл. ЦМА ИЭА РАН

Кузнецова Рита Шаликовна – ст. препод. (этнология) Кубанского гос. университета (Краснодар); н.с. ИВ РАН

Куров Нурбий Заурович – аспирант ИЭА РАН, м.н.с. ИВ РАН

Курова Хариет Руслановна – м.н.с. ИВ РАН

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна — д.и.н., г.н.с. Института востоковедения РАН (рук. гр. группы изучения инвалидности в странах Востока); ИЭА РАН (рук. гр. антропологии инвалидности)

Фролова Александра Викторовна – к.и.н., с.н.с. отдела русского народа ИЭА РАН

Харитонова Валентина Ивановна – д.и.н. (к.филол.н.), г.н.с., зав. Центром медицинской антропологии ИЭА РАН; президент Ассоциации медицинских антропологов (Россия)

Чжан Маосян — преподаватель Чанчуньского университета (КНР), практикующий врач китайской медицины, заместитель директора отделения реабилитации; аспирант Московского государственного исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова (РНИМУ).

Участники планируемой дискуссии:

Клепикова Анна Александровна – к.соц.н., декан факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

У Цзихуа (Доктор Томас) – к.м.н.; доктор китайской традиционной медицины, врач-фитотерапевт, а также специалист в области иглотерапии и китайского массажа. Проживает и преподает ТКМ в Москве.

Павлова Людмила Анатольевна – к.фарм.н., советник Центра развития практики традиционной китайской медицины (Москва); президент Ассоциации врачей традиционной китайской медицины (Москва)

Далее – свободная дискуссия

Информация о докладах

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна
««Норма» vs «аномалия»: что такое инвалидность в современных социальных и гуманитарных науках»

Проблемы инвалидности стали привлекать внимание ученых, специализирующихся в разных областях социального и гуманитарного знания, после Второй мировой войны, когда многие общества столкнулись с тем, что миллионы людей разного возраста и пола серьезно пострадали от военных действий, голода, жестокого обращения и пр. Но пристальное внимание на эти проблемы научное сообщество обратило в конце 1960-х гг., после того, как во многих странах Северной Америки и Западной Европы развернулись многочисленные движения различных меньшинств, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, за свои права. Именно тогда начали складываться основные модели и подходы к изучению инвалидности, были основаны кафедры и центры в большинстве западных университетов. И это неудивительно, так как, по данным Всемирной Организации здравоохранения, люди с ограниченными возможностями здоровья составляют 1 / 10 населения земного шара. Между тем, даже в официальных документах и в научной литературе нет общепринятого определения инвалидности. В России, в том числе в сфере социальной политики и даже в академических кругах до сих пор преобладает мнение, согласно которому инвалидность – это медицинская проблема, а люди с инвалидностью – больные, отклоняющиеся от нормы. В докладе будет представлен краткий обзор подходов к инвалидности и показано, почему в нашей стране люди с ограниченными возможностями здоровья остаются людьми-невидимками, чьи проблемы неизвестны и неинтересны российскому обществу.

Харитонова Валентина Ивановна
«Неконвенциональная медицина: возможности лечения, профилактики и реабилитации»

«Неконвенциональнпая медицина» – объемное понятие, включающее медицинские системы, практики, методы различного уровня и степени медикализации. Это как минимум: народные медицины, традиционные медицины, традиционные медицинские системы (ТМС), древние и современные методы прикладной и духовно-целительской деятельности, вплоть до неорелигиозных практик… В разные исторические периоды названные медицины и медицинские системы являлись основой не только профилактики и реабилитации (это место отводится и в настоящее время в значительной степени неконвенциональной сфере медицинской деятельности), но и лечебной – при отсутствии современной медицины (доказательной, научной, европейской…) они занимали ведущее место в оказании лечебной помощи. Возможности профилактики, лечения и реабилитации у каждой из составляющих неконвенциональную сферу медицинской деятельности различны. Это зависит и от особенностей самой системы, практики или метода, и от предлагающих свои услуги специалистов (уровня их подготовки – развития навыков, наличия дара, способностей, часто не вполне обычных). Медицинские антропологи хорошо знают о сложностях оценки таких специалистов со стороны представителей современной медицины, а также государственных и административных органов. Есть расхождения и во взглядах на эту сферу с представителями ВОЗ – международной организации, начавшей активное внедрение в медицинскую практику традиционной и народной медицины. При всем том различные составляющие неконвенциональную медицину в нашей стране могут оказывать (и оказывают) значительную помощь медицине европейского типа. Именно они очень часто используются в работе с людьми с ослабленным здоровьем и с ограниченными возможностями здоровья. А в сложных ситуациях (как показала последняя пандемия), активно включаются и в лечебную практику.

Фролова Александра Викторовна
«Современные народно-медицинские практики Архангельского Севера в лечении инвалидности: к вопросу о возможностях неконвециональной медицины»

В процессе адаптации к проживаю в жестких климатических условиях Архангельского Севера у русских сложился своеобразный комплекс народно-медицинских практик, включавший разнообразные способы лечения. Вера в исцеление с помощью этих практик и траволечения продолжает бытовать в современной севернорусской деревне. Анализ полевого материала показал, что сохраняется высокий уровень знания населением местных трав и способов траволечения, которые подкрепляются устойчивым использованием бань и сохранением ритуалов банных традиций. Остаются несколько видов растений, которые считают панацеей от всех болезней – это чага и богородская травка. Сохраняются разнообразные традиционные представления об инвалидах и тенденция к их изолированию и стигматизации.

Куров Нурбий Заурович, Курова Хариет Руслановна
«Народная медицина адыгов и попытки лечения инвалидности в исторической ретроспективе»

Рассмотрение эволюции традиционной медицины от прошлого к современности, выявление характерных особенностей медицинской культуры адыгов позволяет понять и отследить изменения в культуре народа в целом, в том числе попытки излечения нарушений функций организма, ведущих к инвалидизации, так как с течением времени в контексте культурных изменений менялось и отношение к медицине. От взгляда на народную медицину как на пережиток прошлого, полного примитивных приемов и суеверий, адыги пришли к осознанию ее как к ценности, имеющей смысл только для извлечения практической выгоды и, наконец, к пониманию ее как части культуры, отражающей адаптационные особенности этноса к окружающей природной среде.

Кузнецова Рита Шаликовна
«Люди с ограниченными возможностями в Абхазии: этические нормы и помощь в системе неконвенциональной медицины»

Современная медицинская антропология добилась заметного успеха в изучении локальных медицинских практик, однако сравнительно мало внимания было уделено положению людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в неевропейских обществах и культурах. На основании как опубликованных источников, так и собственного полевого материала, собранного в результате многолетнего включенного наблюдения, в выступлении будет сделана попытка охарактеризовать сложившиеся в Абхазии представления и практики в отношении инвалидности. Традиционная абхазская модель инвалидности не выглядит слишком уж экзотически и ближе всего медицинской, в европейском понимании. Но при этом акцент в ней все же смещен – куда меньшее число проявлений ОВЗ трактуется как терапевтическая (медицинская) проблема, даже если считать специфическим проявлением лечения, врачевания магические действия. Вместе с тем слишком многие формы недугов принимаются в ней фаталистически как данность. Быть в абхазском обществе человеком с ОВЗ – это проблема не только и не столько одинокой личности, как в европейских культурах, сколько семьи и рода. Жизнь наиболее ущемленных людей протекает здесь почти исключительно на семейном уровне, и в этом смысле они исключены из общества. Для Абхазии не свойственно наделять особым статусом людей с «отклонениями».

Гарус Ольга Полина Александровна, Чжан Маосян
«Реабилитация детей с ДЦП в системе китайской традиционной медицины (ТКМ)»

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это комплексное неврологическое заболевание, характеризующееся нарушением двигательных функций, спастичностью и проблемами координации. Современные методы реабилитации включают физиотерапию, медикаментозное лечение и хирургические вмешательства. Однако традиционная китайская медицина (ТКМ) предлагает альтернативный и комплексный подход, основанный на восстановлении баланса энергии Ци, улучшении циркуляции крови и укреплении внутренних органов. В ТКМ ДЦП рассматривается как следствие дисбаланса Инь и Ян, застоя энергии и крови, а также слабости почек, селезёнки и печени, влияющих на развитие нервной системы. Методы лечения включают акупунктуру, лечебный массаж (Туйна), фитотерапию, дыхательные практики (цигун, тайцзи) и диетотерапию. Акупунктура помогает стимулировать нервную систему, снижать мышечную спастичность и улучшать кровоснабжение мозга. Лечебный массаж и фитотерапия способствуют расслаблению мышц и восстановлению энергетического баланса. Дыхательные и двигательные практики укрепляют мышцы и улучшают координацию. Эффективность ТКМ в реабилитации детей с ДЦП подтверждается клиническими исследованиями, особенно при сочетании с методами западной медицины. Комплексный подход ТКМ не только улучшает физическое состояние, но и способствует эмоциональному и психическому благополучию ребёнка. Дальнейшее изучение и интеграция методов ТКМ в современные реабилитационные программы могут расширить возможности лечения ДЦП.

Иллюстративные материалы

Проведение обряда «чапш» (лечение больного). Лежит Кубов Талиб Хатаович (15 лет), сломал правую ногу на скачках. Приморская Шапсугия, 1930 год. (ист. https://vk.com/kuban_line?z=photo-148607192_457262097%2F186dde173585804f43 )

Травница Кочнева О.Т. из Шенкурска и ее «склад» (за печкой) лекарственных средств

Дети Сухумской вспомогательной школы во время оздоровительных тренировок.

3230 Лекари народной медицины и целители

«Лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Они организуют применение процедур, основанных на использовании традиционных методов и лекарственных средств, действуя самостоятельно или в рамках планируемой терапевтической помощи со стороны традиционной медицины или других медицинских работников.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе: Костоправ Лекарь, фитотерапия Целитель, народные методы Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам: Гомеопат — 2230 Специалист по акупунктуре — 2230 Остеопат – 2269 Целители на основе веры, которые лечат заболевания человека через духовные практики, без использования травяной терапии или других медикаментов и физического воздействия, включены в начальную группу 3413 Служители церкви, не имеющие духовного сана. Занятия, которые предусматривают лечение с использованием традиционных форм массажа и приложения давления, таких как точечный массаж и методика шиацу, включены в начальную группу 3255 Фельдшеры-физиотерапевты и другие физиотерапевты среднего уровня квалификации.

Традиционные акушерки и повитухи, которые оказывают помощь женщинам в связи с беременностью и родами, осуществляют уход и дают рекомендации, основанные, прежде всего, на практическом опыте и знаниях, полученных не в процессе обучения, а через традиции и практику народной медицины, должны учитываться в начальной группе 3222 Средний медицинский персонал по акушерству.»