Экспедиционный выезд в Таджикистан

 
С 14 июля в течение месяца сотрудники Центра антропоэкологии ИЭА РАН проводили полевые исследования в нескольких районах Таджикистана. В работах, кроме сотрудников ИЭА РАН, принимали участие коллеги из Института истории, археологии и этнографии Национальной академии наук Таджикистана, Худжандского государственного университета, Башкирского государственного аграрного университета и Московского государственного лингвистического университета.

Первый блок исследований составили биоархеологические работы. По проекту РНФ «Crania Turanica: античное и раннесредневековое население Средней Азии по данным физической антропологии», который нацелен на заполнение «белых пятен» в антропологической карте Средней Азии и Таджикистана в частности, В.В. Куфтерин, Т.А. Сюткина, М. Наврузбеков и Н.А. Дубова исследовали более 100 черепов из раннесредневековых склепов Курката и Ширина (Согдийская область, раскопки 1974-1977 гг.), хранящихся в кабинете антропологии ИИАЭ НАНТ (г. Душанбе). Т.А. Сюткиной также была проведена фотограмметрия более 50 черепов.

Раннесредневековое население Таджикистана очень слабо представлено антропологически. Изученные склепы являются, скорее всего, семейными, что будет проверено статистически с использование частот генетически обусловленных дискретно-варьирующих признаков. Материал интересен и тем, что значительная часть черепов искусственно деформирована, причем разными способами. Предполагается использовать полученные компьютерные фотограммы для анализа и уточнения методов деформации и ее разновидностей.

Кроме работы с костными материалами, была совершена поездка в Согдийскую область, где группа посетила сами склепы, сооруженные в известковой гряде на окраине кишлака Кушут. В библиотеках и архивах ИИАЭ НАНТ и ХГУ собраны литературные данные о данных памятниках.

Кроме материалов из этих склепов первоначальным планом предполагалось изучение остеологической коллекции из наусов (погребальных сооружений) Древнего Пенджикента, также датируемых ранним Средневековьем. Но, к разочарованию участников поездки, из 10 раскопанных наусов, содержавших костные останки людей, зафиксированных в полевых отчетах, в хранилище Пенджикентской экспедиции в наличии оказались материалы только одного из них — они и были исследованы. Местонахождение остальных останков установить не удалось.

Биоархеологические исследования, включенные в программу в рамках Госзадания ИЭА РАН, затронули также интереснейшие материалы из памятника Туркменистана Алтын-депе (раскопки 1976-1977 гг.), которые были ошибочно в те же годы привезены на Пенджикентскую археологическую базу, а сейчас находятся в хранилище Музея Саразма.  Были исследованы кости 11 мужских и 22 женских посткраниальных скелетов. Это первый материал, который позволит охарактеризовать пропорции тела древних жителей Алтын-депе, краниология которых подробно изучена известным антропологом Т.П. Кияткиной.

Исследованы коллекции остатков животных из Саразма (3500-1500 до н.э.) и из Пенджикента. Эти данные будут сопоставляться с современными сведениями о хозяйстве населения кишлака Авазали, где основное население составляют узбеки, и об используемых там строительных технологиях. Также были изучены данные о хозяйственной жизни в таджикском кишлаке Хавткуль, расположенном всего в нескольких километрах от границы с Узбекистаном. Полученные сведения, характеризующие системы жизнеобеспечения современного населения региона, в том числе о строительных технологиях, сельскохозяйственных культурах и разводимых животных, будут использованы для сравнения с подобными, полученными в предыдущие годы по среднему течению р. Сурхоб (Балджуванский район), а также для анализа эпохальных изменений на протяжении нескольких тысяч лет.

Начат сбор полевого материала по проекту РНФ «Реликты астрономических традиций в культуре древних земледельцев Средней Азии по этнографическим данным», одной из задач которого является получение картины сохранности традиционных астрономических знаний в разных областях Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. По специально составленному опроснику удалось собрать информацию среди 26 наиболее компетентных жителей (учителей, пожилых жителей, мулл и др.) из 10 поселений в долине р. Ягноб на Гиссарском хребте, также удалось побеседовать с 33 таджиками из 19 высокогорных кишлаков в верховьях р. Зеравшан и с людьми в поселках Пенджикентского района.

Кроме плановых работ, по просьбе сотрудника Пенджикентской базы археолога Ш. Курбанова были исследованы человеческие останки из одного раскопанного при нас погребения на памятнике VVII вв. Санджаршах. По просьбе местных жителей, совершена поездка в кишлак Искодар Айнинского района, где в 2019 г. при рытье современной могилы на кладбище рядом с мазаром был выявлен склеп, вход в который выложен камнем. Внутри находятся останки нескольких взрослых и детей, в том числе мумифицированные. Судя по внешнему осмотру местности и найденной согдийской монете, и рядом, и под мазаром имеются и другие подобные погребения. Изучение и раскопки их требуют организации специальной экспедиции. Кроме этих, достаточно редко встречающихся в Таджикистане погребений, на том же скальном выступе, что и современное кладбище, в результате каменной осыпи обнажилась часть хорошо сохранившегося кяриза. Кяриз — подземная (в данном случае вырубленная в скальном грунте) гидротехническая система, совмещающая водопровод и систему орошения. Такого рода системы были широко распространены в Средней Азии и особенно в Иране, где они сохранились до наших дней (там они называются «канаты»).

По завершении полевых работ, был совершен выезд в города Шахристан и Худжанд (идентифицируемый большинством исследователей как Александрия Эсхата, основанная Александром Македонским) Согдийской области для посещения памятников, откуда происходит значительная часть антропологических материалов — Калаи-Кахкаха I (город Бунджикат — столица средневековой Уструшаны) и II, Чильхуджра, Худжандская крепость, а также склепы Курката.

По результатам данного экспедиционного выезда готовится несколько публикаций. В 2023 г. предполагается продолжение исследований как по грантам, так и в рамках госзадания ИЭА РАН.