Статья сотрудников ИЭА РАН
о тревожности на фоне пандемии COVID-19 опубликована в журнале «Frontiers in Psychology»

В журнале «Frontiers in Psychology» (Scopus Q1, WOS Q2) вышла статья наших сотрудников Бурковой В.Н., Бутовской М.Л., Феденок Ю.Н. с соавторами «Factors Associated With Highest Symptoms of Anxiety During COVID-19: Cross-Cultural Study of 23 Countries», посвященная масштабному кросс-культурному исследованию тревожности на фоне пандемии COVID-19, проведенному в 23 странах мира (выборка более 15 000 чел.) под руководством наших антропологов из Центра кросс-культурной психологии и этологии человека.

В данном масштабном исследовании изучалось, какие факторы повлияли на уровень тревожности во время первой волны COVID-19 и последующего карантина в 23 странах. Данные были собраны с мая по август 2020 г. в семи странах Европы (Белоруссия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Италия, Румыния, Россия); 11 странах из Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Армения, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Иордания, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Таиланд, Турция); двух африканских странах (Нигерия и Танзания) и трех странах Северной, Южной и Центральной Америки (Бразилия, Канада, США).

Результаты исследования показали, что четыре главных фактора влияют на увеличение тревожности на фоне пандемии:
1) личная осведомленность об угрозе COVID-19,
2) личная реакция на официальные меры и отношение к иностранцам,
3) личное доверие к официальным источникам,
4) личный опыт борьбы с COVID-19.

Высокий уровень тревожности достоверно коррелировал с высоким уровнем личной осведомленности об угрозе COVID-19, с низким уровнем личной реакции на официальные меры и отношение к иностранцам, наличием личного опыта с COVID-19.

Исследование также выявило существенное влияние пола и страны проживания на уровень тревожности. Было продемонстрировано, что страны с более высоким уровнем тревожности оценивали реальную опасность пандемии как более высокую и имели больше личного опыта с COVID-19. Респонденты, которые доверяли правительству, демонстрировали более низкий уровень тревожности. Наконец, иностранцы (приезжие) стали восприниматься как причина распространения эпидемии.

Результаты этого масштабного кросс-культурного проекта вносят весомый научный вклад в исследование последствий пандемии и могут быть использованы при разработке мер профилактики.