ВАЙНШТЕЙН СЕВЬЯН ИЗРАИЛЕВИЧ (1926 — 2008)
16 октября 2008 г. скончался доктор исторических наук Севьян Израилевич Вайнштейн — один из крупнейших сибиреведов России, ведущий научный сотрудник-консультант Института этнологии и антропологии РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Тыва.
Это был ученый с мировым именем. Круг его научных интересов включал историю и культурологию, этнографию и музееведение, археологию и искусствознание, и везде Севьян Израилевич сумел сказать свое веское слово, оставить свой след.
С.И. Вайнштейн родился 12 апреля 1926 г. в Москве в семье философа-марксиста, сотрудника Коммунистической академии Израиля Яковлевича Вайнштейна и Фриды Израилевны Вайнштейн (Литвин), приехавшей в Россию из Латвии и преподававшей здесь немецкий язык. Брат Фриды Израилевны Иосиф Литвин, по воспоминаниям Севьяна Израилевича, занимал в Советской России до конца 1920-х годов высокие государственные посты, но впоследствии эмигрировал в Англию.
Родители Вайнштейна, как и их окружение, были увлечены романтикой революции, верили в коммунистические идеалы и активно участвовали в строительстве «новой жизни». В 1936 г. И.Я. Вайнштейн, возглавлявший в то время кафедру марксизма-ленинизма в Московском авиационном институте, был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной троцкистской террористической организации» и приговорен к 8 годам заключения. В 1938 г. в тюрьме г. Мариинска по решению тройки УНКВД Западно-Сибирского края он был расстрелян. Жена и сын Израиля Вайнштейна как члены семьи «врага народа» испытали многие невзгоды и лишения. Некоторое время Севьян Вайнштейн вынужден был находиться в детдоме, из-за бюрократических нелепостей они с матерью лишились квартиры. Друзья и просто добрые люди помогли им выжить в этой бедственной ситуации.
В 1945 г. Севьян Вайнштейн, сдав экстерном экзамены за 10 класс, поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Он решил заниматься историей Ближнего и Среднего Востока, но на третьем курсе увлекся сибирской этнографией. Этому увлечению, переросшему впоследствии в подлинную страсть, способствовала его поездка на Подкаменную Тунгуску, к суломайским кетам, в составе этнографической экспедиции, руководимой Б.О. Долгих. Вспоминая об этой поездке 60 лет спустя, Севьян Израилевич рассказывал, что был поражен как архаичностью культуры и быта суломайских кетов, так и их бедственным положением: «В отличие от других групп кетов и вообще народов Севера, у них никогда не было оленеводства. Единственным домашним животным оставалась собака, которую во время промысла охотник впрягал в ручную нарту. Ходили на промысел не только с ружьем, но и с луком и стрелами. Спичек у них не было, огонь добывали трением… Когда я вернулся в Москву, то сделал доклад на кафедре этнографии, в котором, в частности, сказал, что кеты вымирают из-за отношения к ним властей, привел цифры о сокращении численности кетов. И одновременно написал письмо Г.М. Маленкову. Тогда он был вторым секретарем ЦК ВКП(б), вторым после Сталина» (Тишков 2008: 74, 75). На курсовом комсомольском собрании было решено исключить Вайнштейна из комсомола и из университета за «клевету на национальную политику партии и правительства». Но письмо С.И. Вайнштейна Маленкову сыграло свою роль: факты, изложенные в письме, подтвердила специальная комиссия, кетам была оказана надлежащая помощь, и исключение из университета Вайнштейну больше не грозило.
На следующий год С.И. Вайнштейн опять принял участие в экспедиционной поездке к кетам. Результатом его полевых сборов в кетских экспедициях стали три статьи, опубликованные в Кратких сообщениях Института этнографии (Вайнштейн 1950, 1951, 1954). Свою дипломную работу он также посвятил кетам. Это исследование, которое Севьян Израилевич впоследствии переработал в книгу1, содержит уникальные материалы по культуре кетов 1940-1950-х годов, в том числе редкие фотографии и рисунки автора, и до настоящего времени не утратило своего научного значения.
В 1950 г. С.И. Вайнштейн окончил Московский университет. Он всегда с теплом вспоминал студенческие годы, университетских друзей и учителей, которыми считал С.А. Токарева, Б.О. Долгих, С.П. Толстова, М.Г. Левина. Государственная комиссия направила молодого специалиста на работу в Туву. Здесь он получил должность исполняющего обязанности директора, а затем старшего научного сотрудника национального музея в Кызыле (в настоящее время Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва). Перед ним раскрывалось широкое поле научной деятельности, и он с энтузиазмом принялся за работу, начав c тщательного изучения музейных коллекций. Проживание в Кызыле давало ему возможность постоянно наблюдать быт тувинцев, изучать их язык, обычаи. Летом 1951 г. Вайнштейн осуществил поездку к тувинцам-оленеводам в Тоджинский р-н, расположенный в горах Восточного Саяна — один из самых отдаленных регионов Тувы. Это была трудная и увлекательная поездка. Передвигались преимущественно верхом на лошадях. Спустя более чем полвека Севьян Израилевич так вспоминал об этой экспедиции и ее участниках: «Приехал в Тоджу вместе с молодым тувинцем, мечтавшим стать этнографом, Бальчибой Най- ден-оолом. Подобрал себе проводника из стариков, бывших шаманистов — Ака Кочага. Очень достойный был человек, не хуже Дерсу Узала. И он со мной поехал к этим горным оленеводам, сказал: «Как-нибудь доберемся». Нам дали винтовки в милиции… Во время этой экспедиции мне удалось собрать ценнейший этнографический материал. В последующие годы я периодически возвращался в Тоджу, чтобы продолжить исследования среди других групп тоджинцев» (Тишков 2008: 78).
В 1954 г. С.И. Ванштейн стал сотрудником Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (сейчас — Тувинский институт гуманитарных исследований) и продолжил изучение Тувы с еще большим размахом. В 1956 г. по этнографическим материалам, собранным у тувинцев Восточного Саяна, он защитил в Институте этнографии АН СССР кандидатскую диссертацию на тему «Тувинцы Тоджи «(Вайнштейн 1956), а вскоре вышла книга «Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки «(М.: Наука, 1961), которая стала первой монографией об этой самобытной группе тувинцев.
С.И. Вайнштейн постоянно проводил исследования и в других районах Тувы, причем не только этнографические, ежегодно осуществляя на территории республики археологические раскопки. В 1951 г. он обследовал археологические памятники Тоджи, в 1952 г. — Юго-Восточной Тувы, в 1953 г. — руководил раскопками могильника в долине реки Уюк (Пий-Хемский р-н), здесь им были открыты памятники эпохи бронзы, а в высокогорной долине р. Хендерге (Улуг- Хемский р-н) было раскопано несколько средневековых курганов. В 1954 г. Севьян Израилевич провел раскопки могильника скифского времени в урочище Кызылган, в горах Западной Тувы, в результате была выделена кызылганская археологическая культура. В 1955 г. экспедицией Вайнштейна в районе р. Хемчик была открыта одна из первых палеолитических стоянок на территории Тувы — Ийме. В 1957 г. ученый начал раскопки древнеуйгурской крепости Пор-Ба- жын, расположенной на острове посреди оз. Тере-Холь. Обследование этого памятника им было проведено еще в 1952 г., тогда же был составлен и топографический план крепости.
В 1959 г. С.И. Вайнштейн стал сотрудником Института этнографии АН СССР, где проработал до конца своей жизни. Тува все эти годы по-прежнему занимала главное место в его научных изысканиях. Впоследствии он вспоминал: «Работая в Институте этнографии с 1959 г., я продолжал свои полевые исследования. В целом до 1983 г. мне удалось провести исследования во всех районах Тувы, даже самых труднодоступных. Я подолгу жил в юртах и чумах тувинцев, исследовал их кочевое хозяйство, материальную и духовную культуру, лично участвовал в совершении многих обрядов, ритуальных действах, встречался с шаманами, присутствовал на их камланиях «(Тишков 2008: 81).
Помимо Тувы ученый вел полевые исследования в Хакасии, в Иркутской обл. среди тофала- ров, в Горном Алтае. Он по-прежнему много занимался археологией, возглавляя один из отрядов Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции (1957-1966), которой руководил Л.П. Потапов. В 1959-1960, 1962-1963 гг. под руководством С.И. Вайнштейна в Западной Туве были проведены раскопки могильника Кокэль — одного из крупнейших памятников гунно-сарматского времени. Поздние результаты этих раскопок были освещены в монографиях, опубликованных в Мюнхене (Gratsch, Vajnstein 1982; Vajnstejn, Djakonova 1984).
В 1963 г. в составе той же Тувинской экспедиции Вайнштейн возобновил раскопки крепости Пор-Бажын. Ему удалось обнаружить и раскопать развалины «дворца», находившегося в крепости. В статье «Древний Пор-Бажын» в журнале «Советская этнография» (1964. < 6) ученый дал подробное описание этого исторического памятника, высказав предположение, что крепость была сооружена по приказу уйгурского кагана Баян-кучора во время похода на тюркское племя чиков, населявшее территорию нынешней Тувы. Поход состоялся в 750 г. и описан в Селенгинской уйгурской рунической надписи в честь Баян-кучора. В наше время участники популярного историко-культурного проекта по сохранению культурного наследия крепости Пор- Бажын постоянно обращаются к исследованиям С.И. Вайнштейна. До конца жизни он был консультантом проекта. Его имя неизменно упоминается среди первооткрывателей этого уникального памятника.
В 1969 г. С.И. Вайнштейн защитил в Институте этнографии докторскую диссертацию «Происхождение и историческая этнография тувинского народа». На ее основе он опубликовал в 1971 г. книгу «Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства», где дан глубокий анализ многих вопросов, связанных не только с историей и этнографией тувинцев, но и с возникновением и эволюцией кочевой культуры в целом. Монография была переведена на английский язык и издана в Кембридже (Veinshtein 1980). Она произвела столь сильное впечатление на американского физика, лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана, что, прочитав ее, он захотел непременно побывать в Туве (Leighton 1991).
Очередную фундаментальную монографию С.И. Вайнштейн посвятил народному искусству Тувы. Исследованиями в этой области он занимался многие годы, с начала своего пребывания в Туве: «Еще осенью 1951 г., — вспоминал Севьян Израилевич, — обнаружив в фондах музея необычайно талантливо выполненные шахматные фигурки из камня, я решил познакомиться с их автором, жившим в далеком Бай-Тайгинском районе на западе Тувы. В поселке Коп-Сёк я разыскал мало кому известного тогда мастера-камнереза Хертека Тойбу-Хаа. Предложил поехать со мной в Кызыл, поселил у себя в комнате, предоставил условия для занятия резьбой. Ознакомил с его замечательными работами тувинскую общественность. Позднее он и другие резчики по камню получили широкую известность не только в Туве, но и далеко за ее пределами» (Тишков 2008: 78). С.И. Вайнштейн одним из первых в Туве начал целенаправленно собирать изделия декоративно-прикладного искусства тувинцев: камнерезные работы из агальматолита и серпентинита, резные изделия из дерева и кости, образцы кузнечного ремесла. Его сборы положили начало современной коллекции декоративно-прикладного искусства Тувинского республиканского музея (www.tuvamuseum.ru). Книга «История народного искусства Тувы «(М., 1972) стала закономерным результатом кропотливых многолетних исследований С.И. Вайнштейна. Она по праву считается одной из лучших работ по искусству народов Сибири. Культуре тувинцев посвящено еще несколько монографий С.И. Вайнштейна. Одна из них «Мир кочевников центра Азии» (M.: Наука, 1991) была переведена на немецкий язык и издана в Германии (Wajnstein 1996).
В 2005 г. в Германии же на немецком языке вышла его увлекательнейшая книга «Загадочная Тува. Экспедиции в Центре Азии «(Weinshtein 2005): автор знакомит читателей с культурой тувинцев, рассказывает о своих путешествиях по тувинской земле, о ее природе и людях. Русская версия этой книги (Вайнштейн 2009) с предисловием С.К. Шойгу была опубликована на средства Фонда «Пор-Бажын» в 2009 г., уже после смерти С.И. Вайнштейна.
Помимо того, что С.И. Вайнштейн сыграл огромную роль в становлении и развитии истории, этнографии, археологии Тувы, он внес существенный вклад в разработку общих проблем этнографии: генезис кочевничества в Евразии, культурогенез, социальный и психологический феномен шаманизма, происхождение оленеводства. Он убедительно обосновал гипотезу моноцентрического происхождения оленеводства в Северной Евразии из Саянского очага (Вайнштейн 1970, 1971).
Заметным вкладом ученого в историю сибиреведения стал подготовленный им русский перевод труда В.В. Радлова «Из Сибири «(М., 1989). Книга включает фундаментальную статью С.И. Вайнштейна о В.В. Радлове, снабжена подробнейшими комментариями, аннотированными указателями на русском и немецком языках. Под руководством и при непосредственном участии С.И. Вайнштейна было подготовлено и переиздано два тома «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера (Миллер 1999, 2000) и впервые издан третий том этого классического труда (Миллер 2005). Все работы С.И. Вайнштейна (а их более 300)2 отличают глубина, фундаментальность, ясность и четкость мысли и языка, высокая профессиональная культура. Они по праву вошли в золотой фонд отечественной науки.
С.И. Вайнштейн вел большую научно-организационную и редакторскую работу. Он был одним из руководителей многотомного международного издания «Свод этнографических понятий и терминов», с 1976 по 1993 г. возглавлял ежегодник «Полевые исследования Института этнографии», был ответственным редактором многих индивидуальных и коллективных монографий, участвовал в организации академических выставок. Десятки раз С.И. Вайнштейн выступал с докладами на научных конференциях и симпозиумах, в том числе на международных.
Севьян Израилевич был талантливым педагогом. Он читал лекции в вузах Москвы, Новосибирска, в университетах Англии, Германии, США, Швеции, Финляндии, Франции, Японии. Среди его учеников — кандидаты и доктора наук, работающие в различных регионах России и за рубежом: Д.Д. Шалхаков, Э.Л. Львова, Н.П. Денисова, Д.Д. Нимаев, М.С. Усманова, Н.Б. Дашиева, И.Б. Батуева, К. Камогава, В.Я. Кыдыева, Н.П. Москаленко, Ж.Н. Дагданова и др. Севьян Израилевич щедро делился с учениками своими знаниями, профессиональным мастерством, заражал их страстной увлеченностью наукой. Научная и педагогическая деятельность С.И. Вайнштейна отмечена многими наградами. В 2001 г. указом президента России ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Указом Великого хурала Республики Тыва ему присвоено почетное звание Заслуженный деятель науки Республики Тыва, Лига малочисленных народов и этнических групп наградила его медалью «За заслуги перед малочисленными народами». Ассамблея народов России также наградила его своей медалью.
В 2006 г. в связи с 80-летним юбилеем С.И. Вайнштейна в Кызыле была проведена конференция «Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов». Материалы конференции опубликованы (Материалы 2006). В 2008 г. Российская академия наук наградила Севьяна Израилевича Вайнштейна премией им Н.Н. Миклухо-Маклая.
Друзья и коллеги знали Севьяна Израилевича не только как выдающегося ученого, преданно служившего науке, но и как талантливого рассказчика, умного собеседника с удивительным чувством юмора, как мужественного и принципиального, доброжелательного и отзывчивого человека. Севьян Израилевич до конца своих дней оставался романтиком и оптимистом. Он воспринимал мир умом философа и глазами художника. В конце жизни с увлечением перечитывал философские труды античных авторов, русскую классику. Любимым поэтом его был Ф.И. Тютчев, стихи которого Севьян Израилевич часто цитировал. Увлекался живописью. Среди его работ пейзажи Тувы и Подмосковья, зарисовки этнографического быта. Свои этнографические описания он нередко иллюстрировал собственными рисунками.
Севьян Израилевич Вайнштейн был рыцарем науки. Она составляла высокий смысл всей его жизни. Имя этого выдающегося ученого навсегда останется в истории науки, а светлая память о нем всегда будет жить в наших сердцах.
Литература:
● Вайнштейн 1950 — Вайнштейн С.И. Культура и быт кетского колхоза им. Сталина // КСИЭ.
● Вып. XI M., 1950. С. 61-69. Вайнштейн 1951 — Вайнштейн С.И. К вопросу об этногенезе кетов // КСИЭ. Вып. XIII. М., 1951. С. 3-7.
● Вайнштейн 1954 — Вайнштейн С.И. Чум подкаменно-тунгусских кетов // КСИЭ. Вып. XXI. М., 1954. С. 39-43.
● Вайнштейн 1956 — Вайнштейн С.И. Тувинцы Тоджи. Автореф. дис. … к.и.н. М.; Л., 1956. Вайнштейн 1970 — Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии. Саянский очаг одомашнивания оленя // Сов. этнография (далее — СЭ)/ 1970. < 6. С. 3-14. Вайнштейн 1971 — Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии. Роль
● Саянского очага в распространении оленеводства в Евразии // СЭ. 1971. < 5. С. 32-52. Вайнштейн 2009 — Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. М., 2009.
● Материалы 2006 — Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных территорий», посвящ. 80-летию известного ученого-тувиноведа С.И. Вайнштейна. Кызыл, 2006. Миллер 1999 — Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. M., 1999. Миллер 2000 — Миллер Г.Ф. История Сибири. T. II. М., 2000. Миллер 2005 — Миллер Г.Ф. История Сибири. T. III. М., 2005.
● Тишков 2008 — Тишков В.А. Размышления об итогах жизни: беседа с Севьяном Израилевичем
● Вайнштейном // Этнограф. обозрение. 2008. < 2. С. 70-86. Gratsch, Majnstejn 1982 — Gratsch A.D., Majnstejn S.Y. Fruhmittelalterliche Graber aus West-Tuva. Nach dem Forchungsbericht von A.D. ● Gratsch und S.J. Vainstejn. Dargestellt vol Roman Kenk. Munchen, 1982.
● Leighton 1991 — Leighton R. Tuva or Bust! Richard Feynman’s Last Journey. N.Y; L.; Victoria: Toronto; Auskland, 1991.
● Veinshtein 1980 — Veinshtein S.I. Nomads of South Siberia: the pastoral economies of Tuva. Cambridge, London, New York, Melbourne, Sydney, 1980.
● Vajnstejn, Djakonova 1984 — Das Graberfeld der hunno-sarmatischen Zeit von Kokel, Tuva, Sud-Sibirien. Nach dem Forschungbericht von S.I. Vajnstejn und V.P. Djakonova. Dargestellt von Roman Kenk. Munchen, 1984.
● Wajnstejn 1996 — Wajnstejn S.I. Die Welt der Nomaden im Zentrum Asiens. В., 1996. Weinshtein 2005 — Weinshtein S.I. Geheimnisvolles Tuwa. Expeditionen in der Herz Asiens. Gottingen, 2005.